ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Трансформация института предпринимательства предполагает существенные преобразования в системе взаимоотношений, прав собственности и ответственности во всех хозяйственных сферах и на всех уровнях управления, ведет к развитию новых принципов хозяйствования.
      К основным категориям, определяющим экономическую сущность предпринимательства, относятся:
      - использование инвестиционных механизмов;
      - инновационность в управлении, технологиях, взаимодействии и т. д.;
      - финансовое, кредитное и материально-техническое обеспечение предпринимательского процесса;
      - общая ценовая политика;
      - стимулирование и мотивация труда наемных работников субъекта предпринимательства и т. д.
      Следует сразу отметить, что широко используемое понятие «малые и средние предприятия» (МСП) в подавляющем большинстве случаев означает в нашей стране совсем не то, что за рубежом. Налицо суженная трактовка этого понятия (как правило, малое предпринимательство, малый бизнес и т. д.), и она приводит при международных сравнениях к занижению показателей развития этого сектора в 4-5 раз. В мире в категорию МСП обычно относят любые предприятия с числом занятых до 250 (либо до 500 человек в некоторых странах). Поскольку законодательного понятия среднего предприятия в России буквально до 1 января 2008 года не было, то сокращение МСП употреблялось «ав-томатически» по аналогии с тем, как это делается во всем мире, где, действительно, выделяется группа малых и средних предприятий. Данные о средних предприятиях в показателях российского сектора МСП не отражаются (за единичными исключениями), а группируются с крупными предприятиями.
      Практически во всех странах существует своя классификация предприятий, которая делит экономическую деятельность на малый, средний и крупный секторы экономики. Но, как правило, малый и средний секторы экономики объединяют в одну группу при разработке законов и программ развития и поддержки.
      Принято считать, что малый бизнес в наибольшей мере распространен в таких странах, как Япония, Италия, Франция, средне развит в США и относительно менее развит в Великобритании. Но, если посмотреть на показатель количества мелких и средних предприятий в расчете на тысячу жителей, то на первом месте стоят США – более 74 предприятий, затем Италия – 68 и Япония – 50 предприятий.
      По уровню развития сектора МСП, определяемому его долей в производстве ВВП, выделяют страны успешных реформ – Восточную Европу и Балтию, где доля малого бизнеса в ВВП превысила 40 %, и страны менее эффективных реформ – страны СНГ, в том числе Россию, где доля малого бизнеса в ВВП и в общей занятости в национальной экономике не превышает 10-20 % и не обнаруживает тенденцию роста. Таким образом, формируется мнение о том, что малый бизнес в России не развит.
      Политика ЕС в отношении МСП основывается на вертикальном и горизонтальном подходах к решению проблем их создания и функционирования. Вертикальный подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных исключительно на МСП. Эти мероприятия подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом Европейской Комиссии (политика в отношении предпринимательства, коммерции, туризм и социальная экономическая деятельность) в сотрудничестве с Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими органи-зациями МСП в органах ЕС и другими службами Комиссии ЕС. Горизонтальный подход базируется на защите интересов МСП в других сферах деятельности ЕС (таких, как политика в области исследований и технических разработок, региональная политика, международные отношения и т. д.) и укреплении позиций МСП в соответствующем виде деятельности. Одной из главных задач Европейского Союза является пре-творение в жизнь принципа «социального и экономического слияния», направленного на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.
      В ЕС проводится активное регулирование малого и среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской интеграции. На наш взгляд, изучение и использование опыта ЕС в малом и среднем предпри-нимательстве РФ может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие с учетом реального состояния экономики России.
      Изучение зарубежного опыта показывает, что непременным условием успеха в развитии малого и среднего бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она должна осуществляться в различных формах: стимулировании производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлении налоговых льгот, дотаций, льготном банковском кредитовании, создании информационно-консультативных и научно-технических центров, развитии системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль здесь играет принятие и исполнение специального законодательства.
      Основным документом, регулирующим деятельность предпринима-тельских структур на территории РФ, является Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 года.
      Новый Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Во-первых, это средняя численность работников. В соответствии с ним выделяется три вида субъектов такого рода: средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек, малые предприятия – до 100 человек, в рамках которых создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек. Вторым критерием является выручка от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС, или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Последняя не должна превышать предельные значения, установленные правительством для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
      Данный Закон должен был бы стать конституцией малого и среднего бизнеса, определять систему принципов, в рамках которых должен впредь развиваться институт предпринимательства РФ. Вместе с тем, принятый Федеральный закон «сужает» поле деятельности института предпринимательства, т. к. понятие о малом и среднем предпринимательстве в Законе сводится к реализации политики по развитию механизма государственного регулирования малых и средних предприятий. Такой подход не позволяет развиваться такому явлению, как взаимопомощь малого бизнеса, т. е. создание организаций саморегулирования; ассоциаций и союзов, оказывающих своим членам организационную, научно-исследовательскую и методическую, консультационно-юридическую помощь, решающих задачи подбора и подготовки кадров; организаций взаимного кредитования, страхования и т. п., общественных организаций и т. д. Кроме того, в России еще не сложилась система налогообложения, благоприятствующая развитию предпринимательской активности.
      Важным фактором и условием, влияющим на предпринимательскую активность, также является структура занятости населения. Она свидетельствует, что в России обеспечение рабочими местами на 54,8 % происходит за счет крупных предприятий. В Европе крупные предприятия обеспечивают занятость только на 34,2 %.
      Развитие малого предпринимательства в России в значительной степени осложнено спецификой статистического учета его субъектов и, в первую очередь, проблема сопоставимости статистических данных первой и второй половины 90-х годов, обусловленная изменением критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства. Так, вплоть до 2000 года Госкомстат РФ публиковал данные только о МП – юридических лицах. Прочие же субъекты малого бизнеса (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица – ИПБОЮЛ) оказались не охваченными государственной статистикой.
      К важнейшим направлениям развития малых форм хозяйствования отнесено:
      Во-первых, производство товаров народного потребления и продукции промышленного применения в соответствии с быстроменяющимся спросом.
      Во-вторых, производство комплектующей продукции и оказание ус-луг для головных, как правило, крупных предприятий.
      В-третьих, инновационное направление.
      В-четвертых, можно отметить направление, которое связано с использованием ограниченных локальных источников сырьевых материалов (например, в промышленности строительных материалов, в переработке сельхозпродукции).
      В-пятых, направление, связанное с малосерийным производством продукции для местных нужд.
      В-шестых, производство некоторых видов машин и оборудования, изготовляемых небольшими сериями, которое можно наиболее эффективно осуществлять именно на небольших предприятиях (станки, научные приборы и т. п.).
      В-седьмых, определенные сферы строительства, ориентированного на сооружение небольших по объему работ и пространственно рассредоточенных объектов (в небольших городах, сельской местности, дорожном строительстве).
      В-восьмых, оказание услуг населению. Особое значение развитие этого направления должно иметь в небольших и удаленных от крупных городов населенных пунктах.
      В-девятых, оптовая и розничная торговля.
      В-десятых, общественное питание.
      В-одиннадцатых, многие виды производства, торговли и услуг, специально ориентированных на малые формы хозяйствования.
      В основе повышения конкурентоспособности экономики страны находится институт малого и среднего предпринимательства, который способствует выполнению следующих важнейших социально-экономических задач:
      Выбору инновационного пути развития.
      Расширению производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечению условий гибкого свое-временного реагирования на изменение рыночного спроса.
      Использованию местных источников сырья и отходов крупного производства.
      Приближению производства товаров и услуг к потребителю, сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах прожи-вания и т. д.
      Значительное повышение роли малого бизнеса как сектора экономики обусловлено следующими причинами: дифференциация спроса и индивидуализация потребительских вкусов. Крупное машинное производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские товары, создало предпосылки к формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные производства; в связи со значительным увеличением трансакционных издержек крупных производств стала экономически выгодной передача части функций на основе аутсорсинга, франчайзинга и субконтракции малым предприятиям в целях повышения кон-курентоспособности основных производств крупных компаний; возможность экономического развития депрессивных регионов на основе переработки местных ресурсов без значительных капиталовложений, разработка которых нерентабельна или малорентабельна для крупных предприятий.
      В основе развития малого и среднего бизнеса находится стратегия, которая в условиях современной России должна пройти различные этапы, в связи с чем необходима разработка программы реформирования малого и среднего предпринимательства, которая включает:
      1. Совершенствование стратегии и тактики взаимодействия представителей малых предприятий и власти.
      2. Совершенствование законодательства в области поддержки малого и среднего бизнеса.
      3. Cовершенствование механизмов, обеспечивающих малым и средним предпринимательским структурам доступ к финансовым ресурсам.
      4. Снижение административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства.
      5. Активное взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса с региональными кластерами для более эффективного развития малого предпринимательства, повышение конкурентоспособности регионального кластера.
      6. Создание институтов частно-государственного партнерства.
      7. Государственную поддержку модернизации и технического оснащения предприятий малого и среднего бизнеса с использованием лизинга.
      8. Поддержку инновационной деятельности.
      Разработка стратегии развития малого и среднего предприниматель-ства способствует смягчению неблагоприятных условий процесса вхождения России в ВТО, является одним из факторов повышения конкурентоспособности экономики регионов и страны в целом.



Вернуться назад  | Читать дальше