2.3. Программа реформирования малого среднего предпринимательства

      Эффективность функционирования субъектов хозяйственной деятель-ности проявляется в конкретных социально-экономических показателях. Повышение эффективности промышленного производства – закономерность экономического роста.
      Особое значение повышение эффективности хозяйственной деятельности приобретает в современных условиях, когда высокая степень разработанности многих известных природных ресурсов ограничивает возможность использования экстенсивных факторов развития, а прогресс науки и техники, рост квалификации работников усиливают действие интенсивных факторов.
      Развитие малого и среднего бизнеса предопределяется спецификой поведения современного российского предпринимателя.
      В связи с чем, необходима программа реформирования малого и среднего предпринимательства, которая включает:
      1. Совершенствование стратегии и тактики взаимодействия представителей малых и средних предприятий и всех ветвей власти. Всем ветвям власти совместно с предпринимателями необходимо выработать настоящую национальную доктрину развития предпринимательства, в которой основным ядром должен стать малый бизнес. Необходимо разрабатывать не столько текущие программы, сколько создавать долгосрочную стратегию, определяющую приоритеты направлений развития малого и среднего бизнеса на ближайшие 12 лет. После этого уже можно продвигаться от общего и долгосрочного к частному, краткосрочному. Влияние малого и среднего бизнеса на законотворческий процесс, на процесс принятия решений Правительством и Президентом России практически не ощутимо, что объясняется отсутствием реальных инструментов для своевременного, непрерывного и эффективного влияния малого бизнеса на власть.
      На фоне успешных действий отраслевых, аграрных, военно-промышленных и прочих лобби по обеспечению принятия нужных им решений, малый бизнес, по сути дела, не может выразить свои интересы. Это не может быть признано нормальным, так как даже иностранные компании через различные организационные структуры, как зарубежные, так и российские имеют возможность лоббировать, в хорошем смысле этого слова, принятие тех или иных законов и других правовых актов, тем самым обеспечивая себе более выгодные конкурентные условия.
      Существует четыре основных направления, реализация которых позволит исправить ситуацию.
      Во-первых, создание институтов гражданского общества – это самоорганизация предпринимателей на общероссийском уровне, поскольку сегодня их многочисленные общественные организации, как в центре, так и на местах, еще достаточно разрозненны, зачастую бюрократизированы, имеют собственные, вполне понятные, коммерческие интересы и очень часто даже вступают между собой в здоровую, а иногда и в нездоровую конкуренцию. Поэтому необходима самоорганизация предпринимателей на федеральном уровне. И, прежде всего, создание политической партии малого предпринимательства. Это настоятельное требование сегодняшнего дня, предъявляемое малому бизнесу, – идти во власть. При этом необходимо использовать и существующую ситуацию, и существующие блоки и движения.
      Данное направление в самоорганизации малого предпринимательства весьма актуально и вполне реализуемо, поскольку практически все политические блоки на 20-30 % опираются на финансы малого бизнеса, на интеллект малого бизнеса, на конкретных представителей малого бизнеса. Следовательно, эти 20-30 % необходимо привлечь к созданию партии предпринимателей. Предприниматели должны понимать, что если они сами не пойдут во власть, в Государственную Думу, в законодательные органы субъектов Федерации, местного самоуправления, а будут проводить съезды и конференции по нескольку раз в год, от этого мало что изменится. Только когда бизнесмен, знающий все сложности и тяготы своего дела, садится в то кресло, которое позволяет принимать решения, он в состоянии реально решить эти проблемы так, как он считает нужным. В связи с этим, в среде малых пред-принимателей должна возникнуть и оформиться в соответствии с дейст-вующим законодательством партия, способная побороться за соразмерную долю депутатских мандатов, как в Государственной Думе, так и в других законодательных органах.
      Во-вторых, вести переговоры с исполнительной властью, а не устраивать забастовки и митинговать, дожидаясь инициативы от власти. В целях самоорганизации следует инициировать создание комиссий, советов, комитетов при Президенте, при главах администраций, мэрах и так далее.
      В-третьих, пора перестать активной части малого предпринимательства жить от съезда к съезду, необходимо переходить к более последовательной, постоянной работе: проводить, как минимум, раз или два в год специальные конференции представителей малого предпринимательства для рассмотрения конкретных вопросов, конкретных законопроектов, конкретных программ. Для этого необходимо создать некий постоянно действующий исполнительный комитет при партии представителей малого и среднего предпринима-тельства.
      В-четвертых необходима продуманная политика пропаганды добросовестного предпринимательства и рекламирования социально ответственного бизнеса конкретных предпринимателей, меценатов. Если эти четыре негативные причины удастся совместными усилиями устранить, то напряженность во взаимоотношениях власти и предпринимателей можно будет, если и не снять полностью, то, по крайней мере, значительно ослабить.
      2. Совершенствование законодательства в области поддержки мало-го и среднего бизнеса. Налоговое законодательство, по мнению подавляющего большинства предпринимателей, сегодня настроено враждебно по отношению к предпринимателю. Здесь можно приводить массу примеров, касающихся конкретных статей налогового кодекса (предусматривающие штрафные санкции, начисление налога и другие). Можно говорить о ряде необоснованно высоких налогов, которые предприниматели достаточно легко обходят, склоняясь к теневой экономике. Например, налог на приобретение автотранспорта юридическими лицами или ряд других. Единый налог на вмененный доход вызвал неоднозначную реакцию предпринимателей: одни из них считают, что его вообще нужно отменить, другие – что нужно сделать добро-вольным, а не обязательным (рис. 16) [112, 152]. Практика показывает, что законодатели субъектов Федерации не смогли профессионально воспользоваться правами, данными им федеральным законом. Устанавливаемые на местах ставки налога зачастую не просчитаны и приводят фактически к параличу предпринимательской деятельности. Дело не в том, хорош или плох федеральный закон, а в том, как его применяют субъекты Федерации, создающие на его базе свои законы. Закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности тоже требует, безусловно, доработки.


Рис. 13. Распределение числа субъектов малого предпринимательства,
выделяемых, в рамках действующего законодательства,
по использованию различных налоговых режимов

      Есть целый комплекс проблем, связанных с финансовым законодательством. Это, прежде всего, уточнение законодательства о лизинге и его приведение в соответствие с Гражданским кодексом, законы о кредитных союзах, о франчайзинге. Безусловно, необходимо кардинальное изменение системы бухгалтерского учета.
      Но главное – это введение специального раздела в Налоговый кодекс Российской Федерации, который касался бы налогообложения малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, целесообразно изменить существующую в настоящее время практику направления отдельными регионами в адрес правительства и министерств общих фраз о необходимости смягчения налогового пресса, заменив их конкретными предложениями, содержащими подготовленные тексты статей соответствующих законов.
      Другая, не менее важная проблема состоит в совершенствовании законодательства, обеспечивающего эффективную санацию данного сектора экономики. Это связано с объективной нестабильностью структуры предпринимательского сектора. Ежегодно в промышленно развитых странах возникает и прекращает свою деятельность большое количество субъектов малого и среднего бизнеса. Например, в США в первые два года после создания разоряется около 80 % малых предприятий. Бoльшая их часть (примерно 70 %) относится к сферам торговли, услуг и строительства. В наукоемком венчурном бизнесе доля банкротств ниже, но со временем не менее половины предприятий становятся также убыточными. Существует закономерность, в соот-ветствии с которой в промышленно развитых странах из вновь организуемых малых предприятий действующими остаются: через год – 50 %; через 3 года – около 8 %; через 5 лет – не более 3 % [152]. Примерно такая же тенденция существует и в России.
      Другая проблема связана с нормативным обеспечением формирования и развития малых инновационных фирм. Для решения этой проблемы следует нормативно закрепить следующие вопросы:
      - разделение полномочий и прав собственности, в том числе на сам продукт научной разработки. Иными словами, какие структуры будут претендовать на ожидаемые результаты (финансовые поступления в виде заказов на услуги, прикладные разработки, образцы новой продукции и т. д.);
      - необходимость участия федеральных средств в виде безвозмезд-ного финансирования не только фундаментальных исследований, но и подготовительных разработок, стартового финансирования самостоятельных субъектов инновационной деятельности (через систему типа бизнес-инкубаторов или технопарков);
      - возможность участия региональных государственных структур в поддержке соответствующего малого предпринимательства через организацию льготных условий текущего консультирования, использования муниципального имущества и оплату коммунальных услуг; предоставление гарантий для коммерческого и некоммерческого (включая государственное) кредитования. Кроме того, поддержка соответствующей деятельности для региональных структур становится воплощением определенного курса на развитие социально-культурной среды региона;
      - вовлечение отраслей реального сектора в процесс инновационно-го обновления с учетом возможностей отечественной инновационной сферы, а также создание организационно-экономического климата благоприятствования для высокорискового кредитования;
      - собственная готовность отдельных индивидов или творческих коллективов встать на путь предпринимательской деятельности на свой страх и риск становится той формой самореализации, которая цементирует социально-культурную среду.
      3. Совершенствование механизмов, обеспечивающих малым и сред-ним предпринимательским структурам доступ к финансовым ресурсам. Здесь существует несколько проблем. Во-первых, это отсутствие свободных доступных бюджетных средств, постоянный дефицит консолидированного бюджета и отсутствие дешевых кредитных ресурсов. В России нет «дешевых» свободных денег, кроме бюджетных, да и тех не хватает на решение всех социально-экономических проблем. В этой ситуации руководителям субъектов Федерации ни в коем случае нельзя увязывать свою позицию по отношению к малому и среднему бизнесу с проблемой выделения средств на развитие малого бизнеса из федерального бюджета. В конечном итоге малый бизнес функционирует и развивается в конкретном регионе, пополняя его налоговую базу. Во-вторых, поскольку практика прямого бюджетного финансирования уже не применяется, поэтому сегодня бюджетные ресурсы должны использо-ваться не на поддержку и дотации конкретных проектов или конкретных предпринимателей, создавая тем самым огромное поле деятельности для коррупции, а на создание информационной, консалтинговой и прочей инфраструктуры малого и среднего бизнеса, либо должны направляться в гарантийные фонды. Такая практика существует в ряде регионов. В-третьих, необходимо искать новые нетрадиционные источники финансирования, используя, прежде всего, лизинговые операции. Существуют еще два источника получения финансовых средств – это государственные заказы и международные финансовые ресурсы.
      Российское законодательство предусматривает, что 15 % государст-венного заказа должно распределяться между малыми предприятиями [15]. На практике эта норма практически нигде не выполняется, более того, даже сами конкурсные лоты устанавливаются в таких размерах, что малому предпринимателю подобные объемы не по силам. Поэтому, очевидно, требуются усилия Правительства России, соответствующих министерств и отраслевых органов управления по нормализации этой ситуации.
      Что касается использования зарубежных международных финансовых ресурсов, кроме предоставления грантов, технической помощи, кредитов Российской Федерации или ее субъектам, организовать непосредственное кредитование предприятий малого бизнеса через соответствующие коммерческие банки. И такой опыт есть, например, успешно реализуется программа по микрокредитованию ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития).
      4. Снижение административных барьеров на пути развития малого предпринимательства. Проблемы, которые должны решаться в этом направлении, наиболее сложные и болезненные. Существует необоснованно большое число органов, дублирующих проверяющие и контрольные функции в сфере малого предпринимательства. До последнего времени на федеральном уровне таких органов было больше 50. Из 52 контролирующих организаций бoльшую часть составляют федеральные органы, в связи с чем Президент РФ поручил соответствующим министерствам провести детальный скрупулезный анализ функций, прав и обязанностей федеральных органов исполни-тельной власти, связанных с лицензированием, сертификацией, контрольными и иными функциями, и разработать предложения по их оптимизации. Остается надеяться, что административная реформа, начавшаяся в России в последнее время, принесет ожидаемые результаты и в сфере малого предпринимательства. Важным шагом для развития малого и среднего предпринимательства должен стать переход от разрешительной системы к уведомительной.
      5. Активное взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса с региональными кластерами для более эффективного развития малого предпринимательства так и повышение конкурентоспособности региональ-ного кластера.
      В качестве одной из форм АФПК кластера территории Тамбовской области, предполагающего объединение его предпринимательских структур на основе отраслевого подхода, может стать кластер по производству и переработке плодов и ягод (рис. 17) [121].
      Ядром данного кластера выступает перерабатывающее предприятие, которое является головой по отношению к сельскохозяйственным предприятиям, представленное крупными сельскохозяйственными предприятиями и малыми формами хозяйствования. Взаимодействие данных участников определяется либо имущественными, либо договорными отношениями. Вместе с тем, этот кластер будет конкурентоспособным если в его образовании будут участвовать такие предприятия, как банк, научные, консультационные и учебные учреждения, торгово-посреднические предприятия. В качестве головного предприятия выступает вновь создаваемый холдинг по переработке плодов и ягод в составе группы компаний ОАО «Росконцентрат», ОАО «Кочетовские соки и концентраты» и компания ООО «Айстек» – производство по переработке овощных, плодовых и ягодных культур методом глубокой заморозки. Данный холдинг предприятий – «Мичуринские плодово-ягодные концентраты и соки» является наиболее перспективным предприятием плодоконсервной отрасли. Однако он в значительной степени зависит от состояния сырьевой базы.


Рис. 17. Кластер по производству и переработке плодов и ягод

      6. Создание институтов частно-государственного партнерства.
      7. Поддержка модернизации и технического оснащения предприятий малого и среднего бизнеса с использованием лизинга.
      8. Поддержка инновационной направленности развития экономики страны.
      Явление глобализации способствовало возрождению понятия эндогенного и территориального подхода и усилению роли местности. Регионы уже более не являются пассивными участниками, которые подчиняются решению федерального центра, а становятся истинными участниками глобализационных процессов, поэтому конкурентоспособность регионов зависит от модернизации и диверсификации производственной структуры, уровня развития малого и среднего предпринимательства.
      Реформирование малого и среднего предпринимательства в России является необходимым инструментом для повышения конкурентоспособности регионов и смягчения неблагоприятных факторов для экономики от процесса вхождения России в мировое хозяйство. Концептуальные основы реформирования малого и среднего предпринимательства в экономики России представлены на рисунке 18.


Рис. 18. Концептуальные основы реформирования
малого и среднего предпринимательства в экономики России

      С нашей точки зрения, экономическое значение малых и средних предприятий в экономике России объективно возрастает в силу того, что они могут:
      - Значительно и без особых капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья.
      - Принять активное участие в конверсии оборонных производств через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов.
      - Вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления.
      - Создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочий силы, высвобождающейся на крупных предприятиях.
      - Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов.
      - Стать дополнительным источником бюджетных поступлений.
      - Явиться основой для развития среднего класса в экономике, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе.
      Сегодня есть все основания утверждать, что в современной России имеет место обострение противоречий малого и среднего предпринимательства. С одной стороны, налицо резкое возрастание значимости малых и средних предприятий, обогащение их функций. С другой стороны, нетрудно вывить тенденции снижения эффективности и в целом жизнеспособности малых форм предпринимательства.
      Таким образом, сектор малого и среднего предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе, а также выполнять функции социального медиатора, агента технологического и социально-экономического прогресса, основного налогового доктора и выступать в роли культурного интегратора общества.



Вернуться назад  | Читать дальше