социально-экономического развития экономики страны       С начала рыночных преобразований в Российской Федерации стали усиливаться различия в социально-экономическом развитии регионов. Такие существенные различия уникальны для одного государственного образования и сопоставимы с дифференциацией между индустриально развитыми государствами и странами третьего мира. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, наличием в составе России регионов с разной структурой экономики и различным менталитетом населения и власти, что еще называется региональным самосознанием или региональной идентификацией. Во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства и фактически правовым, а, следовательно, экономическим неравенством субъектов Российской Федерации [24].       Отсутствие эффективной институциональной среды для функционирования малого, среднего бизнеса и их рационального сочетания приводит к потерям конкурентных преимуществ перед экономическими агентами, функционирующими в сравнительно более эффективной институциональной среде, и нивелирует обладание значительным ресурсным потенциалом экономики России (табл. 5) [118]. Наряду с этим повышение роли производственных объединений, высококонцентрированного производства для экономии на масштабе и получения синергетического эффекта не означает ликвидации средних и малых предприятий, обладающих по ряду факторов конкурентными преимуществами перед корпорациями (табл. 6) [40].       В целом малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Таблица 5
      Развитие малого бизнеса как фактора ускоренного социально-экономического развития активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышению экспортного потенциала, укреплению экономической базы на местах, развитию сел, небольших городов, возрождению художественных и кустарных промыслов, решению экологических проблем. Таблица 6 малых предприятий и корпораций       Региональный анализ показал неравномерность распространения МСП по территории России. При этом на уровне субъектов Федерации эта неравномерность усиливается. Среди МСП наибольшее распространение получили индивидуальные предприниматели. На втором месте – средние предприятия, затем идут малые предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Число МСП на 1000 человек экономически активного населения в среднем по России составило 37 единиц (при отнесении к средним предприятиям с численностью занятых до 250 чел.), что говорит о достаточно широком распространении малого и среднего бизнеса в России [75]. В. Тихомиров и И. Тихомирова предложили рейтинги степени развития малого и среднего предпринимательства в федеральных округах Российской Федерации с использованием в качестве обобщающего показателя индекса развития малого бизнеса (ИРМБ). Этот индекс формируется с помощью трех субиндексов: индекса занятости на малых предприятиях, индекса капитальных вложений, индекса произведенной продукции (работ, услуг) малыми и средними предприятиями.       Экономическая теория доказывает, что не может быть рыночных от-ношений без конкуренции. Мировая практика показывает, что не может быть конкуренции без развития сети малых и средних предприятий.       Но следует четко понимать, что основные функции малого предпринимательства носят преимущественно социальный характер, с его развитием связывается не столько его вклад в «удвоение ВВП», но, прежде всего, снижение социальной напряженности в обществе, повышение занятости, и как следствие, повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса и так далее. Наращивание производственных объемов не является основной задачей малого предпринимательства, это прерогатива крупного и, отчасти, среднего бизнеса, где есть для этого все возможности и условия, в частности, использовать эффект масштаба. Если и говорить о «производственной функции» малого предпринимательства, то здесь скорее необходимо делать акцент на его возможности выпускать «штучную», персонифицированную продукцию, а также стать «полигоном» для обкатки новых инновационных промышленных образцов. Подтверждением «непроизводственного» характера сектора малого бизнеса выступает его отраслевая структура, где практически половина числа МП – это предприятия торговли, а среди индивидуальных предпринимателей эта доля достигает двух третей (рис. 4) [7].       Говоря об основных сферах деятельности малых предприятий в регионе, необходимо отметить, что в этом плане отечественный и зарубежный опыт выявляет одиннадцать важнейших направлений развития малых форм хозяйствования:       Во-первых, производство товаров народного потребления и продукции промышленного применения в соответствии с быстроменяющимся спросом. Экономической основой малых форм являются быстрота и гибкость в удовлетворении спроса (например, отдельные отрасли легкой промышленности), снижение затрат на управление и потерь сырья и продукции (АПК), приближение производства к потребителю, улучшение показателей деятельности предприятий-потребителей в результате рационального использования ре-сурсов и снижения их потерь и т. д. Границы этого направления не являются четкими и зависят не только от особенностей отраслей и производств, но и от районных особенностей организации производства, размеров и размещения ресурсов и потребителей, а также специфики колебаний спроса в тех или иных регионах.       Во-вторых, производство комплектующей продукции и оказание услуг для головных, как правило, крупных предприятий. Важная экономическая основа малых форм – эффект специализации, особенно если он не приводит к увеличению транспортных затрат на доставку продукции потребителю и сопровождается получением дополнительного эффекта у производителей (например, социальный эффект – улучшение условий труда) и потребителя (например, повышение качества конечной продукции, снижение себестоимости ее производства, безусловное выполнение графика поставок). В этом плане также большое значение имеет быстрая перестройка деятельности небольшого предприятия для нужд головной организации.       В-третьих, инновационное направление. Его экономической основой является ускорение разработки и использования научно-технических нов-шеств, широкий их охват, особенно в части создания и применения мелкосерийной техники и малотоннажной новой продукции. Особенно большими представляются возможности мелких инновационных предприятий в качестве «инкубаторов» новых научно-технических идей, создания экспериментальных образцов новой продукции.       В-четвертых, можно отметить направление, которое связано с использованием ограниченных локальных источников сырьевых материалов (например, в промышленности строительных материалов, в переработке сельхозпродукции).       В-пятых, направление, связанное с малосерийным производством продукции для местных нужд, ввоз которой со стороны представляет большие трудности (например, создание кирпичных заводов или предприятий по производству железобетонных изделий в сельских районах с плохим транспортным сообщением). Здесь малые предприятия могут быть в особых случаях нерентабельными или малорентабельными. Главный фактор их существования не экономический, а социальный, направленность на решение животрепещущих региональных проблем.       В-шестых, производство некоторых видов машин и оборудования, изготовляемых небольшими сериями, которое можно наиболее эффективно осуществлять именно на небольших предприятиях (станки, научные приборы и т. п.).       В седьмых, определенные сферы строительства, ориентированного на сооружение небольших по объему работ и пространственно рассредоточенных объектов (в небольших городах, сельской местности, дорожном строительстве).       В-восьмых, оказание услуг населению. Особое значение развитие этого направления должно иметь в небольших и удаленных от крупных городов населенных пунктах.       В-девятых, оптовая и розничная торговля. Развитие малых предпри-ятий в этой сфере должно иметь большое значение для формирования ин-фраструктуры рынка. Малые предприятия могут быть эффективно задействованы в мелкооптовом звене, которое практически отсутствует в нашей стране. На основе малых форм можно также существенно увеличить количество точек розничной торговли, создать действенную конкуренцию государственной и кооперативной торговле.       В-десятых, общественное питание. Инициатором развития малых форм в этой сфере (так же, как и в торговле) должна стать обновленная потребительская кооперация.       В-одиннадцатых, многие виды производства, торговли и услуг, специально ориентированных на малые формы хозяйствования. Инициативу скорейшего создания сети таких предприятий должны взять на себя ассоциации малых предприятий.       Вместе с тем, малые предприятия могут существовать и за пределами перечисленных основных направлений. В некоторых случаях социальные факторы могут превалировать над чисто экономическими. Так, в небольших городах и населенных пунктах, которые находятся на грани «вымирания» из-за оттока из них рабочей силы, развитие малых предприятий может стать основой их возрождения. Или, например, организация малых предприятий для обеспечения занятости инвалидов, домохозяек, пенсионеров с низким уровнем пенсии, которые составляют значительную часть населения регионов. Однако для существования подобных малых форм хозяйствования необходимы:       - государственная поддержка;       - налоговые и другие льготы;       - доступность финансовых ресурсов;       - доступность к новейшим технологиям;       - информационная поддержка.       На наш взгляд, малые предприятия могут стать фактором ускоренного социально-экономического развития региона, оказать помощь в решении социально-экономических проблем, которые самостоятельно администрация региона решить не в состоянии. Во-первых, способствовать ускоренному развитию хозяйственного механизма с широким использованием товарно-денежных отношений. Во-вторых, в достаточно короткое время ликвидировать дефицит товаров и услуг. В-третьих, создать такие пока еще недостающие структурные элементы в экономике, которые могли бы обеспечивать полностью растущие потребности населения в товарах ширпотреба, а также крупную индустрию в производстве межотраслевых и комплектующих деталей; всестороннее научно-техническое обслуживание производства. В-четвертых, сформировать в регионах средний класс как гарант стабильности экономических, политических, социальных и национальных процессов [78, 113, 124, 132]. Социальный состав среднего класса разнообразен и разнороден, но в его структуре выделяются основные категории: старый средний класс, объединяющий представителей малого и среднего бизнеса, высший средний класс, в который попадают профессионалы высокого уровня, и низший средний класс – служащие, мелкие чиновники и т. д. [46, 77, 128]. В-пятых, обеспечить прирост налоговых отчислений в бюджеты всех уров-ней, что позволит государству более эффективно выполнять его функции. |