ВВЕДЕНИЕ

      Предпринимательство, как социально-экономическое явление, нахо-дится сейчас в условиях интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, в центре внимания ученых, экономистов, социологов и т. д. В зависимости от макроэкономических задач, стоящих перед обществом, меняется и понятие о содержании предпринимательства, его организа-ционно-институциональной форме.
      Происходит переоценка роли и места малого и среднего предпринимательства в экономике России. Возрастает потребность в развитии предпринимательства как основного фактора ускоренного социально-экономи-ческого развития региона. В связи с этим в России в последние годы предпринимаются существенные меры по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Тем не менее, институт предпринимательства продолжает испытывать серьезные трудности в своем развитии. Малый и средний бизнес обусловлен его противоречивостью, неоднородностью не только в форме организации производства, способов хозяйствования, но и мотивов деятельности, основополагающих принципов, составляющих сущность данного явления. Особенностью становления малого и среднего бизнеса в России является его исторический период формирования, очерченный кратчайшим временным отрезком, основными источниками накопления капитала, отсутствием правового законодательства на момент его создания. Следовательно, сущностная основа развития малого и среднего предпринимательства в России – еще не сложившаяся, не утвердившая себя эволюционная модель, качественное содержание которой просматривается лишь в тенденционном плане. В связи с чем, развитие данного института необходимо рассматривать в динамике социально-экономических процессов, которые происходят в экономике страны, и его сегодняшнее состояние может быть понято лишь после анализа закономерностей и тенденций в генезисе его развития.
      Таким образом, исследование данной проблемы является чрезвычайно актуальным и направлено на разработку стратегии (программ) развития малого и среднего предпринимательства в России.
      Вступление малого и среднего предпринимательства в полосу рыночных преобразований высветило значительный дефицит в его теоретическом осмыслении, вызванный недооценкой предпринимательства в период кризисных преобразований в России.
     Наиболее значительными в дореформенный период работами, обосновавшими структуру и основные функции малого и среднего предпринимательства в России, стали труды Л. И. Абалкина, А. И. Агеева, Н. А. Бердяева, А. О. Блинова, А. В. Бусыгина, А. М. Игнатьева, В. И. Касьяненко, А. Б. Крутика, Н. А. Уткина и труды зарубежных авторов П. Х. Верхарна, Г. К. Гинса, Д. Дойла.
      В дальнейшем исследования малого и среднего предпринимательства как реформируемого института рыночной экономики проводились в следующих направлениях: общеметодологические аспекты реформирова-ния отрасли были разработаны в работах Н. Г. Агурбаша, В. В. Андреева, М. И. Арефьева, Л. Е. Басовского, С. Ю. Вайнштейна, В. С. Кабакова, А. С. Мудунова, А. И. Муравьева, М. А. Федотова, Д. Ф. Чангли.
      Финансово-экономические и инвестиционные механизмы реформиро-вания малого и среднего предпринимательства раскрываются в трудах В. С. Барда, И. А. Бланка, Ю. В. Богатина, В. В. Глухова, А. С. Жем-чугова, С. А. Карганова, В. В. Ковалева, С. А. Леонтьева, В. А. Москвина, А. Н. Романова, С. В. Серебрякова, А. Л. Смирнова, зарубежных авторов Г. Альбаха, Дж. Дина, Дж. Лори, М. Питерса, Л. Сэведжа, Г. Марковица, Р. Хизрича, В. Хойера, У. Шарпа.
      Институциональные и функциональные формы реализации региональных принципов реформирования малого и среднего предпринимательства обобщены в работах В. С. Антонюка, А. В. Бандурина, В. И. Гришина, Г. В. Гутмана, В. Д. Мамонтова, А. А. Мироедова, И. Г. Саяпина, С. В. Федина, В. М. Юрьева.
      Несмотря на обилие публикаций по исследуемой проблеме, по-прежнему наблюдается недостаточная изученность социально-политических функций российского предпринимательства. Это объясняется не только недавним возникновением в России этого слоя, но и малой доступностью соответствующей информации. Методически надежной социально-экономической и политической статистики в стране нет. Разрозненные, плохоструктурированные и быстроустаревающие данные, публикуемые Госкомстатом, ограничиваются несколькими простейшими показателями, ориентированными на потребности административного управления, а отнюдь не науки.
      Наиболее важным пробелом в исследованиях развития малого и среднего предпринимательства представляется отсутствие анализа связи социального и политического аспекта деятельности российского предпринимательства как института, который может быть положен в основу разработки программы реформирования малого и среднего предпринимательства, что определило цель и задачи исследования.       Целью исследования является анализ закономерностей и тенденций развития малого и среднего предпринимательства в современной экономике России и разработка на этой основе стратегической программы реформирования малого и среднего предпринимательства. Реализация поставленной цели обусловливает решение следующих задач:
        1. Провести анализ трансформации малого и среднего предпринимательства в России.
        2. Дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
        3. Дать характеристику малому и среднему предпринимательству как фактору ускоренного социально-экономического развития региона.
        4. Провести мониторинг и дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Тамбовской области).
        5. Выявить основные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
        6. Разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.
      Предметом исследования выступают организационно-управленческие отношения, складывающиеся в процессе реформирования малого и среднего предпринимательства.
      Объектом исследования является стратегия развития малых и средних предпринимательских структур в современной России.
      Теоретическая и практическая значимость заключается в возмож-ности использования основных положений и выводов исследования для дальнейшего научного анализа и развития малого и среднего предпринимательства в экономике России, а также при формировании стратегии развития региона. В частности, полученные результаты в ходе проведения анализа закономерностей и тенденций в развитии малого и среднего бизнеса были использованы администрацией Тамбовской области при формировании программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
      Выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке программы реформирования малого и среднего бизнеса в регионе.



Вернуться назад  | Читать дальше