План маркетинга

Следующий раздел бизнес-плана направлен на то, чтобы ответить на вопрос, какие практические шаги необходимо осуществить, чтобы реально занять определенное место на рынке.
В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: тщательное изучение рынка и потенциальных потреби­телей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенци­альному потребителю. «Производить то, что покупается, а не прода­вать то, что производится» — главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах, так или иначе, была дана опенка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана нас больше всего интере­сует вторая часть маркетинга: как осуществить производство и дове­сти продукт до потребителя.
Произвести товар или иметь возможность оказывать услугу, по своим параметрам соответству­ющий запросам покупателя, это лишь полдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия для превращения потребности в реальный спрос. Коммерческий успех фирмы в боль­шей степени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. По мнению маркетологов, товародвижение является вторым основным фактором после качества продукции, который учитывается при выборе поставщиков.
Основные элементы здесь следующие:

реклама: сколько средств можно выделить на рекламу, в какой форме и какими средствами рекламировать бизнес, с указанием приблизительных затрат на каждый рекламный ход;

Ценообразование – один из главных вопросов, как правильно установить цену на товар:

Издержи производства – все затраты на производство продукции или оказание услуги, они делятся на постоянные (которые не зависят от объема выпускаемой продукции или оказываемой услуги) и переменные (которые зависят от объема выпускаемой продукции или оказываемой услуги).
Стимулирование сбыта – это не издержки, а инвестиции, которые принесут дивиденды в виде расширения производства. Здесь следует учесть четыре необходимых фактора:

Для стимулирования сбыта, иногда необходимо проведение специальных акций: сезонные и социальные скидки, различные бонусы, и т.п.