Описание продукта (товара, услуги, работ)

Второй раздел бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо указать:

Полезный эффектто, ради чего приобретается товар (услуга). Отличительные особенности товара делают возможным получение полезного эффекта. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворе­ние запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важ­ные с точки зрения производителя показатели, как трудоемкость, мате­риалоемкость, энергоемкость. Два элемента — потребительные свойства товара (услуги) и цена — являются определяющими для по­купателя при совершении покупки и главными составляющими кон­курентоспособности товара (услуги).
В конечном итоге люди склонны приобретать то, что им нравит­ся, а не то, что им предлагают. Это всегда нужно помнить производи­телю товара (услуги). Очень важный и весьма часто упускаемый из виду момент — наглядное изображение товара или экземпляр изделия или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устро­или оказанные организацией услуги. Без этого и само руководство предприятия не будет иметь полного представления о своих будущих проблемах и затратах, и потенциальные кредиторы и партнеры не за­хотят дать деньги на идею, которая не приведет к появлению как минимум одного экземпляра товара или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образец продукции, доведенный до товарного вида, фотографию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкое представление, или детальное описание предоставляемых услуг.
В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества товара (услуги), его внешний вид, если необходимо — упаковку и сер­висное обслуживание. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара (услуги) и те затраты, которые необходимо будет осуществить при их изготовлении, что позволит определить предполагаемую при­быль, а значит, и шансы на успех или неудачу.
Кроме того, в разделе следует отразить краткое описание своего предприятия: