Методические основы бизнес-планирования

Существует масса методик и программ по расчёту бизнес-планов. В зависимости от того, для кого готовиться документ выбирается и методика разработки. Если рассматривать основные направления для кого готовиться бизнес-план, то можно сказать следующие: у государства и практически у каждого крупного банка (Сбербанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, УралСиб банк, ВТБ и т.д.) имеется собственный макет, либо методика по разработке бизнес-плана, который впоследствии они будут сами и проверять. Принцип данного макета заключается в изложении обобщённого содержания проекта. Таким образом, перед тем, как разрабатывать самим, либо заказывать бизнес-план в консалтинговой организации, следует запросить макет бизнес-плана.
В случае если в банке нет определённых требования к бизнес-плану, данный документ можно разработать с использованием макета Минэкономразвития РФ, который является базовым как для банковских организаций, так и для государственных учреждений.
Отличительной особенностью разработки бизнес-плана для государственного учреждения является расчёт бюджетного эффекта от реализации проекта. В остальном же структура макета такого бизнес-плана схожа со структурой, которую запрашивает банк.
Что касается бизнес-планов, которые разрабатываются для инвесторов, то данное направление можно разделить на две части: а) разработка бизнес-плана по российским стандартам б) разработка бизнес-плана по зарубежным стандартам. С связи с этим перед тем как разрабатывать бизнес-план у инвестора необходимо поинтересоваться документ какого образца он хочет видеть.
Бизнес-план, разрабатываемый для себя или для инициатора проекта, может иметь произвольную форму, однако его лучше приблизить к макету Минэкономразвития, поскольку в большинстве случаев после собственного изучения документа и принятия решения, Инициатор проекта желает получить кредит или государственную поддержку. Таким образом, получается экономия времени и средств, которые были бы потрачены дополнительно на актуализацию бизнес-плана к определённому макету.
Рассматривать бизнес-план следует в двух аспектах:
1) как технико-экономическое обоснование нового инвестиционного проекта.
2) как инвестиционный план развития действующего предприятия.
В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, описание продукта (услуги), мониторинг и оценка рынка сбыта (положение дел в отрасли), план маркетинга, план производства, организационный и финансо­вый план, оценка риска, приложения.