Терминологический словарь

Активы — 1) любая собственность компании: машины и оборудова­ние, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, па­тенты (в западной практике также деловая репутация); 2) часть (левая сто­рона) бухгалтерского баланса, отражающая материальные и нематериаль­ные (гудвил) ценности, принадлежащие предприятию, их состав и размещение; 3) превышение доходов над расходами в некоторых видах ба­лансов (платежный баланс и т. д.).


Акции (shares) - владельцами компании являются держатели ак­ций. Это люди, которые согласились присоединить сумму денег к капиталу компании в обмен на долю в прибыли. Акционерный капитал делится на акции, например, по 1 фунту стерлингов каждая. Эти акции могут быть про­даны: в государственных компаниях свободно, частные компании обычно ограничивают право трансферта. Трансферт акций, как правило, произво­дится посредством брокеров фондовых бирж. Не существует ограничений на количество акций компании, которые могут находиться в одних руках, независимо от того, частное это лицо или организация. Каждая компании ведет реестр акций, доступный для просмотра членами компании.


Балансовые соотношения (balance sheet ratios) - показатели, рас­считанные на основе баланса и дающие информацию о функционировании фирмы. К числу важнейших относятся: коэффициент ликвидности, процент­ное отношение прибыли-брутто к оборотам, прибыль-нетто в процентах к прибыли-брутто, величина полученных кредитов в процентах к оборотам, скорость обращения запасов.


Бизнес-план (Business plan) - документ, который описывает все ос­новные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия или фирмы, анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться, оп­ределяет способы решения этих проблем.


Валовая прибыль — превышение доходов над расходами, разница между ценой, полученной от первого покупателя продукции, и переменны­ми затратами.


Гарантия (guarantee) — согласие принять на себя ответственность по задолженности, при невыполнении обязательств или в случае финансо­вых неудач другого лица. Следует отличать от договора гарантии от убыт­ков, представляющего собой контракт, в котором одна сторона соглашает­ся принять на себя покрытие убытков другой стороны (например, страхова­ние от пожаров). Это означает принятие на себя первичной ответственности, причем такой договор должен касаться только двух сторон. Гарант же при­нимает на себя вторичную ответственность. Он согласен заплатить, если кредитор не сможет выполнить своих требований. При этом он сам не дол­жен иметь интереса в контракте между должником и кредитором. Гаран­тийный контракт должен сопровождаться письменным меморандумом. Обычно при невыполнении должником своих обязательств кредитор мо­жет предъявить претензии прямо к гаранту, даже не обращаясь к должнику. Если гарант заплатит, то затем уже он сам может предъявить иск к долж­нику. Обязательства гаранта могут быть аннулированы, если контракт меж­ду должником и кредитором изменен без уведомления гаранта.


График безубыточности (break-even chart) - график, показываю­щий какой уровень дохода от продаж должен быть достигнут, чтобы полно­стью покрыть постоянные и переменные издержки.

Дебет (debit) - термин, используемый в бухгалтерском учете по ме­тоду двойной записи и обозначающий проводку по левой стороне счета. Кредит - это проводка по его правой стороне.

Дивиденд (dividend) - доля прибыли, получаемая акционером ком­пании. Дивиденды могут быть привилегированными или обыкновенными. Выплата привилегированных дивидендов осуществляется в первую оче­редь. Компания не обязана выплачивать дивиденды - выплаты зависят от имеющихся в ее распоряжении сумм и политики компании. Дивиденды не выплачиваются до момента их объявления (обычно на общем годовом собрании), и их размер согласовывается с директорами. Типичной является практика выплаты один раз в год дивидендов, устанавливаемых в процентном отношении к номинальному капиталу. Частично данные дивиденды могут быть выплачены в течение года (промежуточные дивиденды). Выплата дивидендов производится с помощью свидетельств на получение дивидендов после удержания с них налога.

Дисконтирование потока наличных средств (discounted cash flow - d.c.f.) - пересчет денежных сумм с учетом различной ценности средств в настоящее время и в будущем.

Дискриминация ценовая (price discrimination) - практика сбыта продукции крупным покупателям по более низким ценам, чем предлагают­ся мелким покупателям.

Дифференциация цен - разность, различие цены в зависимости от маркетинговой стратегии предприятия. Для массового распределения отпускная цена производителя устанавливается таким образом, чтобы покрыть предельные затраты с целью поддержания большого спроса на продукцию (например, основные продукты питания), в то время как для стратегии «ниши» цена будет установлена на уровне средней себестоимости, чтобы небольшие заказы оставались прибыльными.

Добавленная стоимость - прирост стоимости, создаваемый в процессе производства товаров и услуг. Представляет собой стоимость, добав-ленную к цене продукции или услуги, это разница между себестоимостью и выручкой, полученная после продажи продукции (услуги).

Доля на рынке (сбыта) - доля в общем спросе на продукцию, которая поставляется определенным производителем или торговой фирмой.

Задолженность дебиторская (debt receivable) - сумма, которую фирма имеет право взыскать с физических или юридических лиц в силу заключенных с ними соглашений (например, договоров о поставках или ока­зании услуг - после выполнения своих обязательств по этим договорам).

Задолженность кредиторская (accounts payable) - сумма, которую фирма должна уплатить физическим или юридическим лицам в силу заклю­ченных с ними соглашений (например, договоров о поставках или оказании услуг - после выполнения ими своих обязательств по этим договорам).

Заем банковский (bank loan) - ссуда, предоставляемая банком. Это может быть оговоренная сумма денег, подлежащая возврату в установлен­ный срок по фиксированной ставке процента, или заем в форме ссуды частному лицу, где ставка процента фиксирована, но заем возвращается частичными платежами в течение установленного периода времени (в этом случае ставка процента в действительности оказывается выше установленной). Первый тип займа обычно осуществляется в производственных целях, второй - частными лицами в личных целях. Для получения займа обычно требуется какая-то гарантия, и банки редко предоставят сумму, большую половины стоимости гарантии.

Закладная (bill of sale) - документ, в соответствии с которым право собственности на товары (но не на недвижимость) безусловно или на опре­деленных условиях передается другому лицу при сохранении права владе­ния за лицом, осуществляющим передачу. Часто используется для того, чтобы занять деньги - заемщик возвращает себе право собственности тог­да, когда он возвращает одолженные деньги. Закладные обычно должны регистрироваться, а их движение регулируется законом.

Издержки постоянные (fixed charges) - бухгалтерский термин для обозначения тех расходов, величина которых не зависит от объема производства.

Исследования маркетинговые (marketing research) - маркетин­говые исследования отличаются от исследований рынка тем, что после­дние имеют дело с общей ситуацией на рынке, тогда как первые решают проблемы маркетинга определенного продукта. Они начинаются с изуче­ния рынка и затем исследуют практические трудности сбыта и принятия решений, например, осуществляют поиск ответов на вопросы, какие кана­лы поставки могут быть использованы в конкретных районах и какие осо­бые проблемы могут при этом возникнуть.

Калькуляция (calculation) - расчет суммы затрат на производство единицы или определенной партии товара либо цены изделия (товара, объек­та), состоящего из ряда узлов (частей), имеющих собственную цену.

Каналы распределения - цепь, соединяющая фирму-производите­ля товаров и услуг с их целевыми потребителями. Существуют различные пути поступления продукции к потребителю. Каждая компания может иметь собственные пункты поставки про­дукции к конечному пользователю (например, магазины розничной торгов­ли) или продавать оптовым закупщикам, которые затем будут реализовы­вать продукцию розничным продавцам. Компания может иметь свой соб­ственный торговый персонал, осуществляющий продажу продукции, или нанять коммивояжеров для получения заказов от посредников. В соответ­ствии с этим компания устанавливает свои отпускные цены, упаковывает и рекламирует свой товар.

Капитал оборотный (working capital) — та часть капитала компа­нии, которая постоянно находится в обращении. Его величина рассчитыва­ется вычитанием краткосрочных обязательств из текущих активов. Как правило, если эта величина отрицательна, положение компании является неблагоприятным, так как у нее нет достаточного количества средств или ликвидных активов, позволяющих оплатить краткосрочные обязательства.

Конечный пользователь — действительный потребитель продукции.

Кредитор (creditor) - лицо, которому должны деньги.

Лизинг (leasing) -долгосрочная аренда, предполагающая часто право или обязанность арендатора купить полученное им по договору лизинга, по истечении срока аренды. Лизинг является одной из быстроразвивающихся форм кредитования коммерческой деятельности, когда кредит предостав­ляется не в денежной форме, а непосредственно в форме оборудования (ма­шин, транспортных сооружений и т.д.), купленных арендатором самостоя­тельно за счет банка или купленных по его заказу.

Нестандартная продукция - продукция, не соответствующая ус­тановленному уровню качества, требованиям к внешнему виду или сроку службы.

Обеспечение кредита (cover of credit) — принадлежащее заемщи­ку имущество, которое банк согласен принять в качестве обеспечения воз­врата ссуды и выплаты процентов по ней. Такое имущество в момент офор­мления кредитного договора передается заемщиком кредитору в полное или частичное распоряжение до момента погашения кредита.

Оборотный капитал (оборотные средства) - 1) наиболее подвиж­ная часть капиталов предприятия, которая легко преобразуется в денеж­ные средства, используемые для финансирования его хозяйственной дея­тельности; 2) в бухгалтерском балансе - статьи актива баланса, включаю­щие находящиеся в постоянном обороте наличные запасы.

Основной капитал (основные средства) - средства производства, участвующие в процессе производства в течение многих циклов, имеющие длительные сроки амортизации. К основному капиталу относятся: земля, здания, машины, оборудование, инструменты.

Полис полный (blanket policy) - термин, используемый в страхова­нии и обозначающий полис, который охватывает многочисленные различ­ные типы риска. Например, имущество может быть застраховано от пожа­ра и ограбления.

Поток, денежный/поток денег (cash flow) - 1) сумма прибыли (до взноса налогов), амортизационных и резервных отчислений разного рода, учтенных в бухгалтерских книгах, но не выплаченных в наличных деньгах на сторону; 2) поступления в форме денежных платежей, подтвержденных чеков и других документов с высокой ликвидностью.

Пассив — 1) совокупность долгов и обязательств компании; 2) часть бухгалтерского баланса (правая сторона), отражающая источники образо­вания средств предприятия, его финансирования, сгруппированные по их принадлежности и назначению (собственные резервы, займы других уч­реждений).

Переменные затраты - расходы, которые изменяются пропорцио­нально объему выпущенной продукции.

Постоянные затраты - расходы, которые не изменяются в зависи­мости от объема выпуска конечной продукции, т.е. затраты, которые долж­ны быть возмещены при любых результатах производственного процесса, даже в случае отсутствия готовой продукции (также используются поня­тия «косвенные затраты», «накладные расходы»).

Продвижение на рынок - любые средства, которые используют­ся, чтобы информировать рынок о продукции. Помимо рекламы, бизнес на рынке представляют путем распростра­нения листовок, буклетов и использования других средств коммуникации в пунктах розничной торговли.

Риск инвестирования (investment risk) - риск вложения капитала. Обычно выделяется несколько разновидностей такого риска, а именно: 1) рыночный риск - связан с колебаниями цен на рынке; 2) риск банкрот­ства - связан с возможностью банкротства фирмы, в которую инвестиру­ются средства (например, при покупке акций вновь создаваемой компа­нии); 3) инфляционный риск связан с падением покупательной способности денег, по-разному сказывающейся на альтернативных сферах инвестирова­ния (банковских депозитах, ценных бумагах, драгоценных металлах или не­движимости); 4) ликвидный риск — связан с возможными трудностями при последующей перепродаже ценных бумаг или продажей их по цене ниже цены приобретения; 5) политический риск- связан с возможностью потери инвестиций или доходов от них вследствие изменений политической обста­новки в стране, где осуществляется инвестирование

Риск кредитный (credit risk) - опасность (вероятность) неоплаты полученных заемщиком ссуд в предусмотренные кредитным соглашением сроки. Чем больше этот риск, тем выше устанавливаемая банком процен­тная ставка по ссуде.

Сопутствующая продукция - второстепенная продукция, получен­ная из того же сырья, что и при производстве основной продукции, или про­изведенная из остатков материалов. Некоторая сопутствующая продукция может иметь незначительную ценность, но ее следует принимать во внимание и подсчитывать. Изучение рынка должно также включать выявление потенциальных потребителей сопутствующей продукции.

Сравнительное преимущество - ключевые характеристики биз­неса и/или продукции (технология производства, сеть распределения, имидж компании и т.д.), которые не могут быть предложены конкурентами в бли­жайшем будущем.

Срок хранения - период времени, в течение которого продукция может оставаться в хорошем состоянии в розничном магазине.

Стратегия работы - различные решения, принятые руководством для достижения общих целей бизнеса. Предполагается, что высшее руко­водство компании должно ясно сформулировать и письменно изложить свои решения для того, чтобы определить оперативные задачи, которые должны быть достигнуты в качественном выражении.

Уникальность/отличие продукции - отличие продукции от про­дукции конкурентов. Никакой успех не может быть достигнут, если бизнесмен не в состо­янии придать отличительные черты своей продукции в сравнении с продук­цией конкурентов. Такими отличиями могут быть технические нововведе­ния, особенности упаковки или привлекательность гарантий, предлагаемых потребителю.

Упаковка - внешнее оформление продукции, включая размер и вместимость.

Условия оплаты — условия, которые оговорены с поставщиками и покупателями с учетом времени между заказом (или доставкой) и оплатой продукции, используемых средств платежа и возможности предоставления скидок. Условия оплаты имеют огромное значение, поскольку они обуслов­ливают размер оборотного капитала.

Хранение — обеспечение сохранности материалов и продукции и от­сутствие повреждений.  

 

П