В последние годы у большинства предпринимателей уже появилось чёткое представление о том, что же такое бизнес-план и вызвано это даже не необходимостью предоставления документа в кредитную организацию или инвестору, а в первую очередь для того, чтобы досконально разобраться в собственном бизнесе, понять его экономику, специфику и перспективы развития.
Бизнес – это сфера множества инициатив предпринимателей, которые стремятся убедить инвесторов (обладателей денег) в том, что их идеи способны принести достаточный доход.
Инвестиции – помещение капитала в какое-либо юридически самостоятельное предприятия на длительный срок (как минимум больше года), с целью получения дополнительной прибыли.
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка.
Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, осуществляется планирование, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы их решения.
В зависимости от назначения выделяют следующие типы бизнес плана:
Он необходим для решения проблем коммерческой и производствен-ной деятельности в процессе достижения целей развития фирмы. Для такого типа бизнес-плана характерно внимание к обоснованию путей достижения целей развития с наименьшими затратами. Причем акцент в плане может усиливаться (в зависимости от специфики деятельности) либо к коммерческой, либо к производственной стороне деятельности фирмы.
Он является инструментом привлечения инвесторов. Целью такого плана служит строительство нового объекта или кардинальное изменение применяемой технологии производства, т.е. использование экономических категорий, связанных с понятием капитальных вложений. Бизнес-план такого типа предусматривает усиление акцента в структуре к таким вопросам как обеспечение возвратности кредитов и своевременная уплата процентов за их использование.
Он составляется фирмой, находящейся в состоянии неплатежеспособности. Для такого типа бизнес-плана характерна сложная процедура согласований расчетов с кредиторами и собственной фирмой, являющегося потенциальным банкротом.
Он разрабатывается с целью увеличения оборотного капитала, для осуществления широкомасштабных целей деятельности, которые могут быть связаны с основным производством, а направлены на диверсификацию работы.